Секреты успеха автопокрышек Nokian Nodrman 5

Чтобы узнать, что именно привлекает автовладельцев брать именно эти шины, стоит обратиться к истории самой компании Nokian, и к тому, как создавались уже ставшие легендарными покрышки Nordman 5.
Краткая история компании Nokian
История компании Нокиан длится уже более 80-ти лет. За это время произошло много знаменательных событий. Финская компания появилась в 1904 году, свое название она получила от города Нокиа, в котором был построен первый завод. В 1925 году был запущен процесс изготовления шин. Изначально производство специализировалось исключительно на велосипедных покрышках. Но в 1932 году была разработана и выпущена первая шина для автомобиля.
Изначально компанией выпускались стандартные для того времени шины, подходящие только под летние условия эксплуатации. Но так как в Финляндии достаточно суровый зимний климат, автомобилистам было тяжело управлять своими транспортными средствами на таких неприспособленных покрышках. Поэтому инженеры компании в 1934 году представили миру первую зимнюю шину.
За счет хорошей адаптации под зимние условия шины Нокиан сильно понравились автомобилистам как самой Финляндии, так и ряда других стран, где в зимний период часто образовывались гололед и "снежная каша". На них покрышки чувствовали себя более чем уверенно.
В 1936 году вышла первая линейка зимних шин, имеющая собственное название "Hakkapeliitta" в честь финских конных рыцарей, участвующих в тридцатилетней войне 17 века. Долгое время шины Нокиа были известны только в пределах Европы. Мировую славу компания получила после того, как в 1950-х годах финские гонщики показали прекрасные результаты на снежных трассах на ралли в Монте Карло.
С тех пор компания стала бурно развиваться, и в 1988 году произошло знаменательное событие — отделение, специализирующееся на производстве шин, отделилось от концерна Нокиа и получило свое название Nokian Tyres.
На сегодняшний день компания Nokian Tyres является мировым производителем шин практически для вех видов сухопутных транспортных средств. Кроме того, в 2016 году компания отметила очередной юбилей, посвященный 80 годам со дня разработки первой зимней шины Hakkapeliitta.
Компания имеет 2 завода по производству автомобильных шин: один по прежнему находится в городе Нокиа, второй был открыт недавно, в 2005 году, и располагается в России, город Всеволжск
Кроме заводов, под началом компании Nokian Tyres находится сеть по розничной продаже шин Vianor. Ее салоны находятся как в странах Скандинавии, так и в России, и в странах СНГ.
История создания покрышек Nokian Nordman 5
В 2006 году компания Нокиан выпустила новую модель шин под названием Hakkapeliitta 5.
Она и стала прародителем для Нордмана 5, вышедшей в конце зимнего сезона 2013-2014 года. Покрышки нового поколения не только вобрали в себя наилучшие качества предшественника, но и обзавелись новыми для того, чтобы соответствовать требованиям современных автомобилистов:
- Хорошая устойчивость автомобиля на дороге.
- Прочные крепления снижают риск выпадения шипов.
- Высокая прочность покрышек даже при экстремально низких температурах.
Особенности конструкции шины:
- стальные шипы и система "медвежий коготь";
- уникальный V-образный рисунок протектора, который свойственен всем шинам Нокиан;
- широкое продольное ребро с повышенной жесткостью;
- множество волнообразных ламелей.
Вкупе все решения позволяют колесу удерживать автомобиль на зимней дороге.
Особенности рисунка протектора
Шина имеет V-образный рисунок протектора, который достался ей от прародителя и полностью повторяет оригинал.
Протектор на шинах вырезают далеко не для красоты. Так, каждая линия или зона строго выполняет свое предназначение. Если обратить внимание на центральную часть рисунка, то можно заметить, что на протяжении всего колеса посередине находится широкое ребро, края которого имеют зигзагообразную форму. За счет непрерывности данный элемент приобретает дополнительную жесткость и меньше деформируется при движении.
Благодаря такой широкой линии уменьшается риск схода автомобиля с поставленной траектории, а также повышается скорость реакции на повороты руля. Зигзагообразные края же позволяют дополнительно улучшить сцепление.
По краям от протектора расходятся V-образные вырезы, образующие множество широко поставленных прямоугольных блоков, входящих в "плечевые зоны" шины. Они расположены перпендикулярно направлению движения.
Благодаря такой конструкции, при движении колесо плечевыми зонами разрывает снег, добираясь до участков с наилучшим сцеплением. Однако, за счет широкого расстояния между блоками, покрышка не забивается, как происходит с большинством шин от других производителей, а отбрасывает собранный снег в сторону, противоположную движению.
Кроме того, каналы, расположенные на протяжении всего протектора Нордман 5, обеспечивают быстрый отвод различных жидких загрязнений из-под пятна контакта.
Ламели
Также на всех выступающих частях протектора можно заметить множество мелких поперечных волнистых линий. Они тоже достались от предыдущих Hakkapeliitta и являются узкими канавками, именующимися ламелями.
При движении за счет них тонкий поверхностный слой резины становится более мягким. Вследствие этого образуются многочисленные кромки, помогающие повысить сцепление на обледеневших дорогах.
Именно шины с большим количеством ламелей в России принято называть "липучками". Их обладатели часто спорят с теми, чья резина снабжена шипами, на тему, у кого сцепление лучше. Однако, Nokian Nordman 5 отличается тем, что сочетает в себе и ламели, и шипы, там самым выигрывая по сцеплению и у тех, и у других.
Шипы и система "медвежий коготь"
Если присмотреться к шинам Нокиан Нордман 5, то можно заметить, что блоки, на которых находятся шипы, немного отличаются от тех, на которых ничего нет. Кроме наличия самого шипа, их выделяют характерные выступы — они являются важной частью системы "медвежий коготь", которая является нововведением инженеров Нокиан.
Благодаря им, шипы находятся в зоне пятна контакта, и шины всегда находятся в вертикальном положении. Это позволяет автомобилю быстро реагировать на повороты руля, а также значительно снижает тормозной путь. К примеру, у многих покрышек от других производителей, шипы в пятне контакта часто находятся под углом, наклонившись к краю блоков, что существенно снижает сцепление автомобиля.
Сами шипы, как и система "Медвежий коготь", также отличаются от Hakkapeliitta 5. Существенно изменилась их форма: предыдущая модель покрышек имела стандартные шипы с четырехугольной шапкой, теперь же форма верхней части стала круглой.
Сделано это было потому, как четырехугольная форма шипов не оправдала ожиданий. Со временем шляпки шипов, имевшие 4 угла, стирались, приобретая округлую форму. Потому специалистами Нокиан было решено изначально выпускать покрышки с шиповкой округлой формы. Такая технология успешно практиковалась на предыдущей, четвертой покрышке серии Nordman.
Другие отличия от Nokian Hakkapeliitta 5
Кроме формы шипов, шина приобрела улучшенный состав резины, который соответствует нынешним погодным условиям. Резина изготавливается на основе различных полимеров, значительный процент среди который занимает каучук.
Такая формула позволяет шинам меньше и более равномерно изнашиваться. Также новый состав позволяет покрышкам оставаться эластичными даже в экстремальных погодных условиях.
Награды
В сентябре 2014 года вышел номер журнала "За рулем", в котором стали известны результаты тестов, их целью было выявление наилучших среди производителей зимних шин. Для проведения "состязаний" были приобретены 10 моделей зимней резины от наиболее популярных в России производителей покрышек. При этом ценовые категории были разбросаны от "эконом" до "премиум" класса.
Несмотря на то, что Nokian Nordman 5 являлись одним из наиболее дешевых вариантов покрышек, они смогли обогнать многих соперников из более высокой ценовой категории. По итогам тестов, Нордман 5 получили заслуженное 3-е место.
Размеры
На данный момент изготавливается множество размеров покрышек Нокиан Нордман 5, которые можно найти на боковом ребре шины. Размеры показываются в трех числах, разделенных дробью, каждое из них описывает определенный параметр:
- Ширина покрышки в мм.
- Процентное отношение высоты к ширине покрышки.
- Третья величина указывается с приставленной вначале буквой R, что обозначает радиус диска, на который данная шина должна быть установлена. Измеряется он в дюймах.
Шины одного радиуса могут иметь разные параметры ширины и высоты, а может быть и наоборот. И каждой из комбинаций соответствует свой индекс нагрузки. А вот индекс скорости у всех шин Нордман 5 один, и обозначается буквой Т, это означает, что автомобиль, на котором эксплуатируются данные шины, не должен превышать скоростной лимит в 190 км/ч.
Шины Нордман 5 могут иметь следующие комбинации размеров.
Радиус (R) в дюймах |
Высота в мм |
Ширина в % |
Индекс нагрузки (кг) |
13 |
155 |
70 |
75 (387) |
13 |
175 |
70 |
82 (475) |
14 |
155 |
65 |
75 (387) |
14 |
165 |
65 |
79 (437) |
14 |
165 |
70 |
81 (462) |
14 |
175 |
65 |
86 (530) |
14 |
175 |
70 |
86 (530) |
14 |
185 |
60 |
82 (475) |
14 |
185 |
65 |
90 (600) |
14 |
185 |
70 |
92 (630) |
14 |
185 |
75 |
89 (580) |
15 |
185 |
55 |
86 (530) |
15 |
185 |
60 |
88 (560) |
15 |
185 |
65 |
92 (630) |
15 |
195 |
55 |
89 (580) |
15 |
195 |
60 |
92 (630) |
15 |
195 |
65 |
95 (690) |
15 |
205 |
60 |
95 (690) |
15 |
205 |
65 |
99 (775) |
15 |
205 |
70 |
100 (800) |
16 |
195 |
55 |
91 (615) |
16 |
205 |
55 |
94 (670) |
16 |
205 |
60 |
96 (710) |
16 |
215 |
55 |
97 (730) |
16 |
215 |
60 |
99 (775) |
16 |
225 |
60 |
102 (850) |
17 |
215 |
55 |
98 (850) |
17 |
225 |
50 |
98(850) |
17 |
225 |
55 |
101 (825) |
17 |
235 |
55 |
103 (875) |
Из таблицы можно понять, что Нокиан Нордман 5 предназначены для эксплуатации на легковых автомобилях, джипах и некоторых видах микроавтобусов.
Иногда встречаются модели с обозначением XL. Такие шины обладают измененным составом, помогающим повысить индекс нагрузки на 4 единицы по сравнению со стандартной величиной. Популярность таких шин с каждым годом только возрастает, так как все больше тяжелых автомобилей приобретают высокие скорости.
Итог
Финский производитель смог добиться наиболее высокого результата благодаря объединению опыта прошлых лет и современных технологий. Благодаря такому сочетанию, шины Нокиан Нордман 5 дают автомобилю четкое и предсказуемое управление на дороге со следующими последствиями атмосферных осадков:
- снег;
- лед;
- талый снег.
Круглый шип, широкий протектор и множество аллелей обеспечивают надежное сцепление в любой дорожной ситуации. А особый состав резины, из которой покрышки состоят, повышает их износостойкость.
Отзывы
Владислав Карпатов, 43 года, Новосибирск.
Езжу на Крузере Прадо, до того, как приобрел Нордмана, ездил на липучке Бриджстоун близзак. В морозы до -40° разницы между этими шинами я не заметил, а вот после того, как показатели термометра упадут ниже 40-ка — то появляется ощутимая разница. Причем, не в лучшую для Нокиан сторону. Максималка, при которой шины ведут себя уверено, -50°, после чего полностью дубеют. За весь сезон не выпало практически ни одного шипа. Резина гудит при 60-70 км, однако, гул значительно тише, чем у других шиповок, но и с липучкой не сравнится. Нокиан идеальна для тех, кто не привык к высоким скоростям. Особенно в регионах, где зимой температура не опускается ниже -15°, Так как липучке справиться с мокрым льдом, возникающим в таких условиях, куда сложнее.
Кирилл Волков, 27 лет, Москва.
Приобрел шины в прошлом сезоне. При получении выдали расширенную гарантию (Hakka). Видимо не зря, так как уже через 1,5 тыс. км пробега в покрышках на задней оси отсутствовало 4 шипа. И это при условии, что 800 км эксплуатация была более, чем щадящей.
Возникает ощущение, что деньги отдал только за бренд, и не более. Не так давно решили с другом тест провезти, я на своей резине, а он на Кордиант Полар. Выехали на заледенелый участок дороги и разогнались... В итоге, я покатился как снаряд в кёрлинге и проехал лишних 9 метров. Стоит заметить, что на улице было -25°, а резина у друга уже третий сезон дохаживала.
В остальных соревнованиях (подъем в гору и поперечная устойчивость) мы были более-менее наравне. Чтобы не было вопросов: у меня приора, у друга четырка, так что по весу тачки практически одинаковые, и на торможение это никак повлиять не могло. В общем, я сильно расстроен тем, что мне пришлось выложить деньги за эту резину.
Аркадий Прунька, 41 год, Казань.
Шины Нокиан меня никогда не подводили, что зимние, что летние, не стали исключением и Nordman. На гололеде машина держится уверенно, в сторону не уводит. Посмотрим, что будет в этом сезоне, хочу поставить те же колеса, что и в прошлом году. На первичный осмотр особого облысения не заметил.
Прочел комментарий выше, думаю, что целостность шипов зависит от условий эксплуатации. Если постоянно на шиповках по голому асфальту рассекать — то, конечно, шины за месяц облысеют.
Альберт Бабиков, 34 года, Сызрань.
В октябре прошлого года купил Нордман 5, за весь комплект отдал 10 тысяч рублей. И, опираясь на собственный опыт и отзывы других владельцев, могу с уверенностью сказать, что сейчас я бы эти покрышки точно брать не стал. На то есть несколько простых причин:
- Шины постоянно уводят автомобиль в колею.
- Сильно ощущается мягкость шин автомобиля, особенно в поворотах. Выражается это ощущением, что автомобиль находится на грани срыва и ухода в занос.
В оправдание я бы хотел указать на несколько плюсов. Так, шины прекрасно справляются с разгребанием снежных каш. При этом шипы практически не шумят, по сравнению с другими шипованными покрышками. Если бы они находились в одной ценовой категории с шинами от российских производителей — я бы может и подумал о покупке. А так, я больше предпочту те, что выпускают Yokohama.
Алиса Маркова, 37 лет, Псков.
Шины прекрасно чувствуют себя на асфальте, ездить на них достаточно комфортно, работают с небольшим шумом, присущим всем шипованным шинам. На снеге ездить не пробовала, так как в городе хорошо чистили дорогу. По приезду на СТО я уже была не так радостна, так как после проверки выявилось, что на передних, ведущих шинах уже нет по 3-4 шипа. Стоит учесть, что приобрела их я не так давно, с момента покупки было проезжено в районе 1 тыс. км, что, по сути немного превышает пробег обкатки. Агрессивной и высокоскоростной езды ранее за мной не замечалось. Из этого всего могу сделать только один вывод — система крепления шипов, предусмотренная на заводе, явно не идеальна и требует срочного улучшения.
Федор Пичугов, 52 года, Березовский.
Резина была приобретена в прошлом году. Перед покупкой продавец долго говорил, что несмотря на то, что шины производятся у нас, все процессы выполняются исключительно по финским технологиям. После установки колеса сразу начали гудеть, списал все на шипы, которым это дело свойственно, однако стоит заметить, что по сравнению с другими, уровень шума значительно ниже. Покрышки хорошо держат дорогу, но все же серьезно уступают своим братьям Hakkapeliitta 7. При этом в поворотах машина в занос не уходит. Но несмотря на довольно хорошие характеристики, у шин есть один серьезный недостаток, который я обнаружил весной. При снятии оказалось, что на ведущей оси практически не осталось ни одного шипа. За всю зиму я проехал не более 5 тысяч км, из них первую в щадящем режиме, как советовал продавец, указав на то, что изначально покрышки необходимо обкатать.
Азиз Рахмудян, 27 лет, Серпухов. После тысячи километров заглянул под арки, после чего пришел в ужас. Практически на всех шинах, особенно это касается ведущих колес, оказалось менее 30% шипов. И это только первый месяц, что в последующие будет? Теперь хочу обратиться в торгово-промышленную палату, посмотрим что из этого получится. Для справки, до этого в течение 7 сезонов использовал Nokian Hakka 7 и не имел никаких проблем.
Видео
Написать отзыв
Ваше имя:Ваш EMail: (не для публикации)
Ваш город:
Ваш отзыв:
Оценка: Плохо Хорошо
Введите код, указанный на картинке: