Как обучить ребенка считать в уме и решать несложные задачи
Практически все учебные заведения принимают детей в начальную школу, ориентируясь на то, что они уже имеют базовые, начальные навыки счета и письма.
Как правило, нетрудные математические операции малыш до определенного возраста выполняет, загибая пальцы. Ближе к тому времени, как ребенок пойдет в первый класс, нужно развивать у него навыки счета в уме, поскольку это пригодится при дальнейшем обучении в школе.
Методы обучения счету в уме и счету при помощи предметов
Ребенок должен научиться хорошо и быстро считать в уме примерно к шестилетнему возрасту Для осуществления несложных математических операций необходимо объяснить ему для начала, что такое:
- сложение (когда одно число прибавляем к другому);
- вычитание (когда из первого числа вычитаем второе).
Несколько базовых упражнений, развивающих навыки правильного счета:
- Основное, что должен научиться хорошо делать ребенок – считать предметы, например, игрушки или палочки. Предложите ему сложить три спички, получить численный результат этой операции, и проделать потом этот же счет мысленно. Такое упражнение закрепляет навыки счета в уме. Просто предлагайте чаду сначала проделывать математические операции с предметами, а потом повторять эту же операцию в уме.
- Для развития навыков счета ребенку необходимо объяснить понятия "меньше", "больше", "равно", что удобно наглядно показать, опять же, используя предметы. Например, слева положить 1 спичку, а справа 2 и объяснить, что количество спичек слева меньше, чем справа. Если в кучке слева будет лежать 5 спичек, а справа тоже 5, значит, количество предметов слева будет равно тому, что находится справа.
- Необходимо рассказать ребенку состав чисел. Если малыш только учится считать, стоить производить операции для начала только с однозначными и двузначными числами.
Стоит развивать навыки, приводя примеры, как можно получить конкретное однозначное или двузначное число.
Например, 7 можно получить как:
- 5 + 2;
- 1 + 6;
- 3+4.
Однозначные числа состоит только из одной цифры.
Аналогично, разберите с ребенком примеры получения двузначных чисел. Объясните ему, что это такие числа, при записи которых используется 2 цифры.
Если малыш хорошо понял, что такое однозначные и двузначные числа, и каким образом их можно получить, стоит перейти к трехзначным числам.
- Используйте карточки, на которых изображены цифры. Сопоставляя их, можно наглядно объяснить классы и разряды чисел.
Разряд – это позиция, на которой при записывании числа находится цифра. В конкретном числе одна цифра имеет разное значение, все зависит от того, где (в каком разряде) она располагается. Отсчет разрядов в числе начинается с конца. Единицы – младший разряд в числе, десятки – разряд, стоящий перед единицами, сотни – разряд, стоящий, соответственно, перед десятками.
Разберем запись трехзначного числа 657:
- 7 – разряд единиц;
- 5 – разряд десятков;
- 6 – разряд сотен.
Еслив числе нет какого-то разряда, на этом месте стоит ноль. Например, такая ситуация получается в числе 105: 1 сотня, 0 десятков и 5 единиц.
Разряды также группируются в классы по 3 разряда. Таким образом, получается класс единиц (первый), класс тысяч (второй), класс миллионов (третий).
Пример удобнее всего представить ребенку в табличной форме.
Возьмите любое трехзначное число и подготовьте пустую таблицу, аналогичную той, что приведена выше. Предложите ребенку заполнить ее. Обязательно похвалите малыша в случае успешного выполнения задания.
- Изучая счет и несложные математические операции, прибегая к карточкам, вы добьетесь того, что ребенок лучше усвоит материал. Получите с ребенком двузначное число, к примеру, 10, путем сложения двух цифр 4 и 6. Подготовьте карточки с этими двумя цифрами, поменяйте местами и объясните ребенку, что от смены мест сумма не изменится, и также будет равна 10. Малыш должен усвоить, что вычитание представляет собой математическую операцию, противоположную сложению. Если дошкольник поймет сложение до 10 в уме, то ему вполне можно идти дальше.
- Существует способ, который практически гарантированно поможет ребенку выйти за рамки счета до десятки.
Например, производится сложение цифр 6 и 7. Мы знаем, что их сумма равна 13, что больше 10. Стоит объяснить малышу так: цифре 6 для того, чтобы дойти до 10, не хватает четверки. Мы дадим ей цифру 4, но ее мы заберем у цифры 7: 7 – 4 = 3. Значит, у нас остались 10 и 3. Сложим их: 10 + 3 = 13, и получим число 13. Запись можно представить и в следующем виде: 6 + 4 + 3 = 13. Такие примеры могут поначалу испугать ребенка, но они пригодятся ему в 1 классе школы, поэтому будет хорошо, если ребенок освоит их, еще будучи дошкольником.
- При обучении ребенка важна наглядность и постоянное закрепление пройденного даже в обычной жизни, не во время специальных занятий. Например, вы вышли с ребенком на улицу и увидели на парковке машину. Предложите малышу попробовать сложить в уме цифры, составляющие номер авто. Помогите ему, если что-то будет не получаться. Можно также попробовать подсчитать количество машин из окна.
Хороший вариант – считать вместе с ребенком сумму продуктов в магазине. Конечно, стоимость некоторых продуктов может быть не целой, состоять из рублей и копеек, но можно округлять ее в большую сторону. Этот навык пригодиться ребенку, когда он впоследствии будет ходить в магазин самостоятельно.
- Более сложные математические операции, такие как умножение и деление, ребенок может и не изучать до того, как пойдет в школу. Единого мнения по этому вопросу нет. Однозначно, если мальчик или девочка с трудом справляются с несложными математическими действиями, перегружать их не стоит. Однако, если ребенок высказывает желание учиться и с удовольствием принимает участие в самостоятельных занятиях, можно попробовать обучить его умножению и делению. Принцип действий взрослого при этом аналогичен тому, что используется при объяснении сложения и вычитания.
Главный совет по поводу того, как научить ребенка хорошо считать в уме, заключается в отсутствии подручных средств, которыми бы малыш мог воспользоваться. На первых порах, когда ребенок только учиться считать, подручными средствами (игрушками, другими предметами) пользоваться можно и даже нужно, главное, чтобы это был переходный этап. Когда происходит тренировка отработки навыков умственного счета, важно следить, чтобы ребенок не загибал пальцы и ничем посторонним не пользовался. А скорость счета зависит лишь от практики.
Как обучить малыша счету до 100, 1000 и дальше
После того, как ребенок осваивает счет до десятки и выполнение несложных операций с цифрами, можно учить его считать в пределах сотни и тысячи. В этот период малыш уже осознанно подсчитывает на прогулке почти все подряд: ступеньки, деревья, число тактов качели в движении.
В качестве средства, которое может помочь ребенку научиться считать до сотни и запоминать двузначные числа, выступают детские журналы под названием «Рисование по точкам». В них представлены несложные для ребенка задания, где ему будет предложено обвести линией в порядке возрастания числа для того, чтобы получить картинку. Выполняя задание, ребенок непроизвольно заучит цифры до сотни.
Освоив счет до сотни, ребенок поймет и счет до тысячи, тогда можно пойти дальше. Возьмите любое трехзначное число, например, 555. Разложите его вместе с ребенком:
- 500 – сотни;
- 50 – десятки;
- 5 – единицы.
Аналогичным образом можно разложить и любое четырехзначное число. Для того, чтобы ребенку было понятнее, скажите ему, что любое число – это пирамидка, состоящая из кирпичиков. В основании должен лежать кирпичик по размерам больше, чем те, что лежат выше. Представьте с ребенком тысячи в виде большого кирпича, сотни – в виде кирпича поменьше, десятки – как кирпич еще меньше, и, наконец, единицы – в виде совсем маленького кирпичика. Если ребенок представил, можно составлять с ним из кирпичиков числа и предлагать затем повторить эту операцию самостоятельно.
Дополнительные учебные пособия для развития у ребенка навыков счета
Маленький ребенок не устанет от занятий математикой с мамой, если проводить их в форме развивающих десятиминуток в игровой обстановке. Во время занятий необходимо ориентироваться на настроение малыша и смотреть, не устал ли он. Насильно уроки проводить ни в коем случае не стоит: это отобьет у дошкольника желание идти в школу.
Абстрактные вещи зачастую трудны для понимания ребенком, поэтому стоит использовать игрушки, другие предметы (например, бусинки, пуговицы) и вспомогательные учебные материалы. Что поможет маме в занятиях:
- Набор с цифрами и числами в виде веера. Проговаривая перед ребенком числа, можно демонстрировать их на веере.
- Магнитные цифры. Прикрепить их можно на холодильник или магнитную доску. Малыш с удовольствием будет переставлять магнитные цифры, попутно запоминая их. Если цифры будут ежедневно находиться у ребенка перед глазами, он запомнит их, сам того не заметив.
- Набор для ванной. В такие наборы входят фигурки в виде цифр или рыбки с цифрами, сделанные из специального материала для игр в воде. Игровая форма – один из лучших методов, способствующий запоминанию.
Итог
Ребенок должен понять счет, а не запомнить его механически. Математические действия основаны на поиске закономерности и понимании сути. Малыш должен понять самостоятельно, почему последовательность чисел именно такая, а не иначе. Если родители вовремя помогут ребенку в усвоении навыков счета, ему будет проще обучаться математическим предметам в учебном заведении.
Отзывы
Ольга Мышкина, 28 лет, Калининград.
У моей дочки к цифрам явно больший интерес, чем к буквам. Сейчас ей 3 годика и 11 месяцев, и она у нас знает, как выглядят все цифры от 1 до 10 и умеет считать до 10. Недавно вот купила детские счеты, на них есть шарики с цифрами и знаками "+", "–", "=". Доча с удовольствием перебирает шарики и даже составляет простые примеры, так что вот таким образом мы потихоньку осваиваем математику. Мне вообще всегда было интересно, как другие мамочки учат своих детей, и что умеют их детки в 3-4 годика.
Оксана Меринова, 24 года, Ярославль.
Мы до 6 лет вообще плохо понимали принцип сложения. Цифры, причем, знали прекрасно, выучили их, рисуя точки, например, 1 точка – цифра 1; 5 точек – цифра 5. У меня уже отчаяние было, от того, что ребенок знает цифры, а сложить их не может, потом объяснила на простом примере. Говорю ему: «Представь одну лисичку!». Он мне: «Представил!». Я ему: «К ней прибежала еще одна, видишь? Сколько теперь стало?» Как сейчас помню, что он засмеялся и говорит: «Две!». Скажу вам, с тех пор он у меня вполне неплохо считает.
Наталья Леонова, 27 лет, Челябинск.
Раз уж моя девочка научилась читать, решила обучить ее правильному и осмысленному счету. Я делала так: выстраивала 5 игрушек в рядок. После мы с ней их считали и возле каждой игрушки клали ее порядковую цифру. Обсуждали с ней, какое животное находится до и после, к примеру, мишки. Вопросы ей всегда задавала четкие: «Какая игрушка стоит перед мишкой?», «А кто после него?». Попутно ее еще спрашивала, какая цифра стоит, например, перед двойкой или тройкой, а какая – после. Так она и научились у меня считать.
Видео
Написать отзыв
Ваше имя:Ваш EMail: (не для публикации)
Ваш город:
Ваш отзыв:
Оценка: Плохо Хорошо
Введите код, указанный на картинке: